Midwest Association of Slavic Churches

уголок председателя

СПОСОБНОСТЬ К СОЧУВСТВИЮ

Читали книгу Иова, и остановились на тексте 6:14. Вот он: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю».

Внебиблейские источники утверждают, что Иов жил во времена патриархов Авраама, Исаака и Иакова и был из княжеского сословия. Возможно. До тех пор пока он был окружён большим достатком и людьми, он был чуток к нуждам обездоленных. Но теперь он сам нуждается в слове утешения, но не находит. Его тело сьедает проказа, душа истаивает от тоски, а дух продолжает мучительно искать ответ на причину его страдания.

Пришли друзья. Теперь разделённое ими горе уменьшится вдвое. К тому же они люди верующие. Елифаз, Вилдад и Софар тактично молчали семь дней и в высшей степени корректно заговорили. Они говорили о Боге, праведниках и нечестивцах. О Боге – возвышенно, о нечестивцах – как написано в Библии. И если бы мы не знали оценку Бога всем этим речам, мы наверняка прониклись бы почтением к ним.

Иов даёт точную характеристику людям, лишенным сожаления к страдающим: отсутствие страха Божьего.

Как из земли вырастает дерево, а из цветков дерева – плод, так страх Божий производит сочувствие к страданию.

Черствость – это не характер, это состояние сердца, лишенного страха перед Богом.

Кстати, страх Господень, как и любовь и вера, обнаруживается своим проявлением. Мы не видим страха Божьего в сердце ближнего, но мы испытываем, например, его сочувствие. Таким образом, болезнь духовной черствости излечивается возвращением страха Божьего.

Если говорить о собрании спасённых, то здесь Бог «соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение»(1 Кор.12:24). Внушил тем, кто трепещет перед Ним и готов выполнять Его желания.

Грубость, склоки, непрощение – это отсутствие сочувствия, что нельзя, в свою очередь, обьяснить издержками культуры или образования.

Если говорить об отношении церкви к миру, то любовь к неспасенным выражается именно в сочувствии к ним, но никак не в любви к тому, что они, погибшие, любят.

Мы, народ Божий, не возвышаемся над униженными грехом, потому что все, возвышающие себя, будут унижены(Лк.18:14).

Мы не осуждаем их сверх того, что уже осудило Божье Слово, потому что мы не призваны судить других (Мф.7:1). Это не означает, что другие делают все правильно или то, что мы не должны отличать чистое от нечистого. Это означает, что нам вверено иное средство влияния на окружающих – это любовь Божия, излитая в наши сердца (Рим.5:5). Пренебрегая этим способом взаимоотношений, мы скатываемся на уровень бытового осуждения грешников и в результате не получаем ничего.

Даже добрым и воспитанным грешникам нужно сочувствовать. Сочувствие обязательно выражается в действиях и может сопровождаться внутренним мучением(Рим.9:2). Неспособность к сочувствию – тяжелый диагноз, указывающий на недостаточность священного трепета в сердце дитя Божьего.

Что делать, если мы обнаружили дефицит страха Божьего внутри себя?

Во первых, это означает разрыв отношений. Мы должны это признать. «Бойся Бога» – эта установка даётся человеку в самом начале истории и проходит через всю Библию. Нарушение этого основополагающего условия – нарушение отношений с Ним.

Во вторых, с учетом нарушенных отношений нам и следует говорить с Богом.

Признание вины – это принципиально важно. В чистое сердце возвращается любовь, ревность по Богу, жажда святой жизни. Возвращается и страх Божий (2 Кор.7:11), а вместе с ним – искренние и деятельное сочувствие другим.

Наименьший в Нем,
ваш Владимир Шариков